Еле на ногах стою и аппетита решилась…
Цитата из А.П. Чехова, не только писателя и драматурга, но и врача, кстати, если кто подзабыл, взята из рассказа «Беззащитное существо». Там описывается классический вариант «манипуляции» собеседником. Примерно подобное происходит в семьях, где дети имеют, так называемую «проблему» с аппетитом. «Помогите, доктор! Чего только не делаем, у Галочки аппетита совсем нет. Боимся, как бы не начался гастрит и в школе ест без аппетита, говорит, там невкусно готовят. Мы дома с матерью у плиты мучаемся, готовим, чтобы вкуснее было, а она нос воротит…»- примерно с такими жалобами или их вариантами случалось сталкиваться мне на консультациях.
И никто не замечает, что ребёнок становится зрителем –режиссёром- участником семейного спектакля дискуссии между мамой и бабушкой.
Мама: Опять ничего не ешь! Когда это прекратится, терпение моего нет. Ешь! И давай садись за уроки! Перестань пялиться в свой телефон!
Бабушка: Ребёнок не ест, потому что ты такая мать. Никак не научишься готовить, не кричи на него! Лучше в поликлинику сходили бы. Видишь какой ребёнок вялый и бледный. Не хочет есть потому что у неё (него) что-нибудь с желудком. Сейчас в продукты столько всяких добавок и химии напихают…
Ребёнок: Молча, но внутренний голос уже звучит. Ты всё делаешь правильно. Пока мама с бабушкой ругаются, можешь поиграть на приставке или компе. В холодильники еды полно, позже поем или какую-нибудь «вкусняшку» со стола перехвачу.
И так каждый день. Аргументы бабушки не меняются, она вспоминает свою молодость, когда ассортимент продуктов не был такой разнообразный, упоминаются внуки какой-то мифической Галины Андреевны, которые едят четыре раза в день, учатся только на одни пятёрки и во всём слушаются взрослых. Какой же вывод для маленького слушателя режиссера? Упорно отстаивая свои позиции, оказывается, взрослыми можно манипулировать – управлять. И пошло-поехало…. Самое главное, что стоит помнить и уяснить «любящим» мамочкам и не менее «любящим» бабушкам, как наиболее авторитетным экспертам в вопросах питания, воспитания и прочего. Не заставляйте ребенка есть, если он или она не хотят. Напомню цитату из романа «Золотой теленок» — «Не делайте из еды культа!». Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями, тем более с наказаниями или угрозами. Аппетит не появится по волшебству, а куча реакций невротических разовьются очень быстро. И, тем более, категорически нельзя ругать ребенка за то, что плохо ест или применять другие «радикальные» меры стимуляции. Как и баловать или устраивать «шоу» вокруг капризничающего. Не хочет есть — убирайте тарелку, отправляйте из-за стола. Но только с условием- никаких конфеток, соков, бутербродиков или чего-то другого. Никаких перекусов, только вода или несладкий компот, это сработает в 100% случаев. никто не запрещает позвать ребенка на кухню, чтобы принять участие в приготовлении простых блюд. Только обязательно похвалите эти блюда за вкус, заявив, что никогда ничего подобного не ели. Это не ложь. а правда. Рецепты и способы приготовления таких простых блюд можете прочесть в предыдущей заметке «Каша» от 9 ноября 2014 года. Гречневая каша.
Для гречневой крупы на каждую единицу объема крупы берем вдвое больше по объему воды, то есть на 1 стакан гречки, предварительно перебранной и очищенной от примесей –2 стакана кипятка. Соотношение должно соблюдайте точно! От этого зависит успех блюда Для варки каши возьмите толстостенную кастрюлю с плотной крышкой, подойдет жаровня или чугунная «утятница». В начале готовки сильный огонь в течение первых 3 минуты до закипания воды, затем спокойное, умеренное кипение, в самом конце – слабое, до полного выкипания воды. Основное правило приготовления большинства каш: засыпав крупу и залив ее водой, не вмешиваться в процесс варки .
Рисовая каша
Условием успеха и вкуса будет точное соотношение между объемом крупы и воды. На 200 граммов рисовой крупы (1 граненый стакан) — 300 миллилитров (1,5 стакана) кипятка. Нужна будет толстостенная кастрюля с плотной крышкой, подойдут жаровня или чугунная «утятница», с плотной крышкой, не оставляющей зазора. Варить кашу следует всего 12 минут: 3 минуты сильный огонь, 7 минут умеренный, остальные 2 минуты – слабый. Оставьте крышку закрытой и не трогайте ее ровно 12 минут, затем положите кусочек сливочного масла 25-50 граммов, чуть-чуть посолив, размешайте. Затем, набрав полную ложку каши, отправляйтесь к зеркалу вместе со своим кулинаром-помощником, попробуйте ее на вкус. Вы увидите на лице улыбку удовольствия. А если еще дочка или сынок также попробуют кашу и улыбнутся, то радость в семье будет весь день. Назовите кашу: «Солнышко улыбается», станет она, кроме полезного продукта для питания (так как обладает минимальным аллергизирующим эффектом), вполне универсальным гарниром для всей семьи.
Напоследок несколько советов. Куда же нам без них…
- По возможности разнообразьте меню. Это поможет понять его или ее предпочтения в еде и укрепить кулинарные навыки, которым вы обучили ребенка на кухне
- Определитесь с количеством пищи в порции, не заставляйте доедать насильно. За неделю можно определить, сколько в среднем съедает ребёнок, если будет нужно, он сам попросит добавки Это поможет избежать испорченного настроения мам и бабушек, научит ребёнка доедать всё на тарелке
- Разумно ограничьте потребление молока или молочных продуктов 1-2 стакана молока (кефира, йогурта) на ужин и перед сном вполне достаточно.
- Давайте разнообразные продукты. Если будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, поможет понять его предпочтения в еде.
Большинство читателей могут возразить, мы это знали и до вашей заметки, но всё-таки когда же обращаться за помощью? Я не буду перечислять многочисленные звучные и малопонятные диагнозы из лексикона гастроэнтерологов и прочих специалистов. Имеет смысл обратиться за консультацией в следующих ситуациях :
- потеря веса у ребёнка без видимых причин
- если ребёнок не набрал оптимальную массу тела в течение 5-6 месяцев
- если у ребёнка длительное время неустойчиво стул
- если ребёнка беспокоят тошнота или рвота после каждого приёма пищи
«Ничто не может быть принесено в жертву детскому здоровью — ни «больная» экономика с ее главным недругом — инфляцией, ни падение моральных устоев общества. Здоровье детей, всего нарождающегося и подрастающего поколения — основа развития семьи и человеческого общества.» Ю.Е. Вельтищев. Для тех кто не знает. Юрий Евгеньевич был выпускником первого в мире педиатрического факультета 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова, учеником Г.Н. Сперанского. Академик Вельтищев был первым, кто предложил рассматривать детей с точки зрения групп здоровья, предположив, что разделение детей по группам будет сопровождаться дифференцированными методами их диспансерного наблюдения. Он же был инициатором введения в критерии оценки здоровья ребенка уровней его нейрокогнитивного и нервнопсихического развития, биологической и социальной адаптации, состояния иммунитета. Мудрыми словами его хочется закончить заметку, пожелав всем Вам и Вашим ребятишкам » Приятного аппетита!». От всего сердца — Самарский доктор Бубнов.