А ТВОЕМУ-ТО СКОЛЬКО БАЛЛОВ ПОСТАВИЛИ?
Отрывок из случайно услышанной беседы двух молодых мамочек в родильном доме
Неторопливую беседу вели две молодые мамаши, стоя у окна в ожидании прибытия мужей.
- Моему всего 8 поставили. Я у врачихи спросила, хорошо это или плохо, она рукой махнула, ничего не сказала и дальше побежала. Обход говорит у нее»- расстроено говорила блондинка, — а вот у той, что в платной палате лежит, говорят, 10 баллов девочке поставили…
- А ты чего хотела? Сейчас за «бабки» какие хочешь и сколько хочешь баллов поставят. Плати только…
Я не стал вмешиваться в их разговор, только немного посетовал про себя, что врач не объяснил им, что такое эти баллы и для кого они предназначены. В бытность свою преподавателем медицинского ВУЗа я вел занятия со студентами по неонатологии. Занимались мы тогда на базе одного из самых старых родильных домов Самары, тогдашнего Куйбышева. И одним из моих «провокационных» вопросов был: «А не скажите-ка мне, коллеги, Апгар это фамилия или имя? Мужчины или женщины? Могу дать подсказку. Это врач-анестезиолог, любитель глубоководной рыбалки, играл на скрипке и виолончели, фанатичный поклонник бейсбольной американской команды « Бруклинские ловкачи». В 100% случаев ответ был один – это мужская фамилия. Прием такой мной использовался только с одной целью, чтобы будущие врачи запомнили, что простой метод начальной оценки состояния новорожденного, определяющий необходимость проведения реанимационных мероприятий, был предложен выдающейся американской женщиной-врачом, анестезиологом Вирджинией Апгар (Virginia Apgar). Сегодня ее имя на слуху у каждого специалиста, связанного с акушерством и неонатологией (разделом педиатрии изучающим новорожденных детей). Однако самым известным детищем ее стала, предложенная в 1952 году, оценочная шкала, которая получила название по ее фамилии — Апгар.
В воспоминаниях американских коллег эта талантливая женщина-ученый была чутким, отзывчивым и необыкновенно энергичным человеком, уникальной и всесторонне развитой личностью. И в жизни ее, кроме фанатичной преданности работе, было множество других интересов. В течение всей жизни она была преданной болельщицей бейсбольной команды «Бруклин Доджерс», увлекалась глубоководной рыбалкой, филателией, прекрасно играла на виолончели и скрипке.
В современном мире, в какой бы стране ребенок ни появился на свет состояние его на первых минутах жизни, оценивают по этой шкале. Простой метод, позволяющий понять врачу в первые минуты, когда ребёнок появляется на свет, понять, нужна ли ему особая помощь, или можно сразу передавать младенца маме без специальных манипуляций, возможно, реанимационных. Решение необходимо принимать быстро, первая оценка в жизни ребенка не предполагала проведения каких-либо сложных измерений или диагностических процедур. Заключение делалось лишь на основании простого осмотра новорожденного, врач или акушерка должны были дать заключение о состоянии малыша по пяти основным параметрам:
• окраске кожных покровов;
• частоте сердечных сокращений;
• рефлекторной возбудимости;
• мышечному тонусу;
• дыханию.
Предложенная Вирджинией Апгар система оценки практически не претерпела изменений до наших дней. Позже педиатр Йозеф Буттерфилд предложил «расшифровку» названия шкалы, где каждый пункт соответствовал измеряемому показателю:
• А (А) – appearance — «внешность», в данном случае — окраска кожных покровов;
• П (P) – pulse: пульс ребёнка, то есть частота сердечных сокращений;
• Г (G) – grimace: буквально — гримаса, то есть рефлекторный ответ на внешний возбудитель;
• А (А) – activity: активность, то есть мышечный тонус;
• Р (R) – respiration: дыхание.
По каждому из показателей младенцу присваивали 0, 1 или 2 балла в зависимости от «качества» параметра. При этом «двойка» считалась и считается наилучшим результатом, в отличие от оценок в средней школе за успеваемость.
Оценку состояния проводят дважды. Первый раз – сразу же после рождения, второй – через 5 минут после появления на свет. Если за это время младенец «улучшил» свои показатели, набрал 7 и более баллов, он не нуждается в особом наблюдении. Но, если через 5 минут показатели шкалы снизились, это сигнал для срочного принятия мер. Возможно, и это чаще всего, ребенку потребуются реанимационные мероприятия.
После определения значений каждого из показателей эти цифры суммируют, получая итоговый результат в баллах. Таким образом, максимальная оценка, которую ребенок может получить по результатам таких измерений — 10 баллов. Другими словами новорожденный должен иметь равномерно розовую окраску кожи по всему телу, в том числе и конечности, пульс его должен быть свыше 100 ударов в минуту, ребенок активно двигается, громко кричит, интенсивно дышит. За всю свою практику я только один раз встречал такие показатели – у куклы-муляжа, предназначенной для отработки навыков пеленания и ухода за ребенком. Максимальный балл практически не встречается. Но дети, которые набрали 6 или менее баллов, будут требовать особого внимания. Не хочу пугать родителей, но оценка показателей достаточно субъективна и зависит от личного мнения специалиста, проводящего оценку. Эти баллы, такие важные в первые минуты жизни малыша, затем теряют свою значимость. И тем более не существует никаких доказательств связи или влияния на будущее развитие ребенка и количеством баллов шкалы Апгар, полученными при рождении. Папы и мамы, бабушки и дедушки! Не надо воспринимать эту оценку, как некий символ дальнейшего крепкого здоровья или благополучия для родившегося ребенка, как и прогнозирования его умственных способностей во взрослой жизни. Доказано, что зависимости между низкой оценкой по Апгар и дальнейшем развитием ребенка нет. Мамы и папы запомните и передайте это тем, кто не знает. И давайте не забудем эту американскую женщину, имя которой осталась в истории медицины, а шкала оценки состояния новорожденного, названная в ее честь, сегодня продолжает спасать жизни ребятишкам только-только появившимся на свет. Умерла доктор Вирджиния Апгар 7 августа 1974 года в возрасте 65 лет.
Она часто повторяла, что развитие ребенка зависит от родительской любви и заботы, внимания родных и близких, психологического климата в семье и воспитания, общения со сверстниками. Если все это в жизни малыша есть, то самые высокие оценки, результаты и баллы будут впереди. Будут обязательно! Поверьте ей и мне, Самарскому доктору – Бубнову.