К НОВЫМ УСПЕХАМ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ!
В период моей уже теперь далекой юности выходившие тогда газеты пестрели лозунгами, среди которых наиболее популярны были посвященные итогам. И не важно каким, важно было то, чтобы население узнало с какими цифрами закончили посевную или пришли к первой декаде пятилетки. Не будем отходить и мы от традиции и сообщим, что по данным статистки для развивающегося здорового средне-статистического ребенка типичным будет следующее:
К концу 1-го месяца:
Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого; Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним; Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
в 2 месяца:
отвечает улыбкой на разговор с ним; длительно следит за движущейся игрушкой в руках взрослого; прислушивается к голосу взрослого, звукам игрушки; лежа на животе, продолжительно удерживает голову.
в 3 месяца:
при общении оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает звуки; в вертикальном положении на руках у взрослого сосредотачивает взгляд на лице говорящего с ним, на игрушке; случайно наталкивается руками на игрушки, висящие на высоты 10-15 см; лежит на животе, несколько минут опираясь на предплечье и высоко подняв голову; при поддержке под мышки крепко опирается ногами о твердую опору, ноги могут быть слегка согнуты; удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого).
в 4 месяца:
громко смеется при общении с ним, поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами; узнает мать; рассматривает и захватывает висящие над грудью игрушки; гулит; во время кормления придерживает руками грудь матери, бутылочку; поворачивается со спины на живот.
в 5 месяцев:
узнает голос близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи; по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого; берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее; долго лежит на животе, высоко подняв голову, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки, подолгу певуче «гулит».
в 6 месяцев:
Начинает узнавать свое имя; легко берет игрушку из разных положений (лежа на спине, на животе, из рук взрослого) и подолгу занимается ею; переворачивается с живота на спину; немного передвигается, подползает к игрушке; начинает лепетать; ест с ложки, снимает пищу губами.
в 7 месяцев:
Стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает и бросает ее, хорошо ползает.
Находит взглядом в привычном для него месте предмет по просьбе взрослого. Подолгу лепечет, произносит повторно слоги.
в 8 месяцев:
Длительно и разнообразно занимается игрушками (вынимает, катает и т.п.), подражая действиям взрослого с этими предметами; Может сам садиться, ложиться, вставать, держась за опору. На вопрос «где?» уже находит взглядом несколько предметов, находящихся в определенных, известных ему местах; По просьбе взрослого выполняет разученные действия, но для этого с ним должны сами поиграть. Здесь, к услугам пап и мам широкий ассортимент проверенных временем игр - «ладушки», «до свидания», «сорока-белобока», «дай ручку» и т. д.); Малыш уже может держать в руке и есть печенюшки или корочку хлеба, пить из чашки, но все это под НЕУСЫПНЫМ контролем взрослых! Поперхивания и прочие неприятности никто не отменял.
в 9 месяцев:
Ребенок требует больше внимания, будьте к этому готовы, лаской и радостью помогая малышу открывать окружающий мир. Чаще всего малыш в этом возрасте проворно ползает, обследуя все уголки комнаты. При любой возможности встает на ножки, иногда придерживаясь рукой. Опускается на корточки, садится, встает, переступает ножками. На вопрос «где?» находит предметы в разных местах, знает свое имя; подражая взрослым, повторяет слоги, которые есть в лепете. В этом возрасте он уже сам пытается пить из чашки, придерживая ее руками.
в 10 месяцев:
влезает на невысокую поверхность, держась за барьер, слезает с нее, открывает, закрывает (коробку, матрешку); Вкладывает один предмет в другой; знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. К 10-му месяцу малыш легко отыскивает знакомые предметы, показывает, где висят часы, где стоит стол, лежит кукла и так далее.
в 11 месяцев:
стоит самостоятельно, без опоры, делает первые шаги; накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки; произносит первые слова обозначения: «дай», «мама», «ав-ав», «кис-кис» и др.; выполняет элементарные требования взрослых, пьет из чашки.
Возраст 11 месяцев – пора интенсивного психического развития ребенка. Дети этого возраста активно стремятся овладеть ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Водите то за правую ручку, то за левую, улучшая координацию движений; он подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку. В играх можно внести простые сюжеты: покормите вместе игрушечных собачку или мишку, искупайте и запеленайте куклу, покажите действия с игрушкой, «проговаривайте», объясняйте. Чужую речь ребенок понимает все лучше и лучше. Побуждайте его выражать свои желания не жестами, а словами: «Скажи: Дай!», скажи: «Ляля».
Режим дня в этом возрасте остается прежним: 2 дневных сна, 5 кормлений.
Выглядит распорядок примерно так:
Пробуждение – 6.30; 7.30
Завтрак – 7; 8
Первый дневной сон – от 9-10 до 10.30-11.30
Обед – 11.30; 12.30
Второй дневной сон – от 13.30-14.30 до 15-16
Полдник – 16; 16.30
Ужин – 19; 19.30
Ночной сон – 20; 20.30
Распорядок не догма, поэтому выберите тот, какой более соответствует особенностям ребенка. В этом возрасте бывают сложностей со сном. Дети разные и потребность во сне у них неодинакова. В раннем детстве нервная система малыша характеризуется неустойчивостью, чтобы справиться с огромной психо-эмоциональной нагрузкой нужно постараться создать ребенку правильный режим деятельности и отдыха. В основе должно лежать оптимальное соотношение между бодрствованием и сном. Живые, подвижные, активные спят меньше, особенно коротким у них бывает первый дневной сон, иногда даже меньше часа. Но все равно укладывать ребенка надо, ибо бодрствовать до обеда ему трудно.
В играх и занятиях с ребенком старайтесь совершенствовать мелкие движения пальчиков его рук, что стимулирует развитие речевых и других жизненно важных зон коры головного мозга. Дав малышу пирамидку, учите снимать и надевать колечки, помогут игрушки типа «матрешка», которые можно собирать и разбирать, что-то вынимая и вкладывая.
Пора обратить внимание на музыкальный слух ребенка, здесь подойдут различные свистульки, дудочки, бубенцы, колокольчики. Если есть желание и умение, то песенки надо петь почаще, включайте тихую приятную музыку. Эмоциональные реакции малыша уже в состоянии выражать радость и удовольствие, гнев и страх. Положительные эмоции от общения с мамой или папой, формирует уравновешенный, веселый нрав маленького в дальнейшем. Не ссорьтесь при ребенке, не повышайте голос, сдерживайте себя, даже если что-то расстроило. Малыш все замечает и откликается на настроение, подражая взрослым в эмоциональных реакциях. К концу 9 месяца некоторые дети, завидев маму или бабушку, выговаривают слоги Чаще всего «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», хотя могут быть и другие вполне осмысленные звукосочетания, которые он повторяет с разной интонацией.
Режим кормления: 5 раз через 4 часа. Обед уже полный – первое, второе и третье блюда. Бульон лучше давать «вторичный»: после того как вода закипит в первый раз, слейте ее, (из нее можете приготовить первое блюдо), для взрослых мясо снова залейте горячей водой, доведите до готовности.
На второе – мясное суфле или паровые фрикадельки. Если у малыша нет аллергии, то раз в неделю мясо можно заменять отварной нежирной рыбой, из которой тщательно удаляются все косточки. Овощи самые разные, теперь их не надо протирать, как это делали раньше, достаточно размять вилкой. На третье – сок, компот или кисель.
На полдник можно дать творог, кефир, желток. Между кормлениями – соки или вода. Яблоко утром перед завтраком – прекрасное средство возбуждения аппетита, если ребенок ест плохо, за полчаса до еды дайте ему одну столовую ложку тертого яблока и еще одну после кормления через 20-30 минут.
Уже можно дать ему в руки ложку, учить подносить ее ко рту. Замечено, что умение пользоваться ложкой связано с развитием речи. Дети, рано приученные к ложке, раньше начинают произносить трудные звуки. Сначала малыш проливает суп, не пугайтесь. Главное, чтобы ребенок понимал предназначение ложки, ему еще трудно самому есть жидкое блюдо, поэтому начните с каши, набирая в ложку небольшое количество. Объясняйте это ребенку, сопровождая ласковыми, доброжелательными словами: «Открой ротик», «Какая вкусная каша», «Это ягодки». Нельзя кормить насильно, а тем более ругать ребенка во время еды или дергать его: «А ну-ка ешь!» Ни в коем случае не отвлекайте ребенка с помощью игрушек.
Пить малыш должен из чашки, но с вашей помощью, ведь он не может удерживать чашку сам. Следует постепенно расширять набор продуктов. Попробуйте давать ребенку что-то более кислое или более соленое. Посмотрите, как ребенок прибавляет в весе. Детям с избыточным весом давайте больше овощей, меньше картофеля и каш. В этом возрасте дети переходят на двухразовый дневной сон, увеличивая период бодрствования во время прогулки. Следите, когда он сидит в коляске, потому что, наклонившись, он может выпасть, к сожалению, такие травмы случаются часто.
Большинство детей начинает ходить к концу первого года жизни, но не будьте тщеславны и не стремитесь к тому, чтобы малыш начал ходить раньше, чем, например, дети у знакомых. Попытки ходить доставят малышу много удовольствия, если будете хвалить и ободрять его, а первые удавшиеся шаги обрадуют его так же сильно, как и Вас.
Специальные приспособления, с помощью которых ребенок учиться ходить, часто излишни, так как момент, когда ребенок делает первые шаги, определяется его темпераментом и физическим развитием. Худенькие и подвижные дети начинают ходить раньше, чем полные. Но если и к 16 месяцам Ваш ребенок не начал ходить, следует показать его врачу. Особенно внимательно следите за первыми неумелыми шагами малыша. Не будьте слишком боязливы – ему не повредит, если пару раз шлепнется – это только поможет научиться лучше владеть своим телом.
Я напоминаю еще и еще: исключите все источник возможной опасности на пути Вашего ребенка!
- обезопасьте розетки;
- медикаменты и моющие средства заприте на ключ;
- не включайте плиту и духовку, когда есть риск, что ребенок может обжечься;
- не оставляйте горячую посуду там, где до нее может дотянуться малыш;
- никогда не оставляйте утюг со свисающим шнуром.