ЗАПОРЫ У ДЕТЕЙ ( часть 2)
Для ребенка важна реакция взрослых. Об этом писал Зигмунд Фрейд еще в начале 20-го века в своей статье «Характер и анальная эротика». Напомнила мне о нем недавняя консультация ребенка. Маму мальчика, назовем его Коленька, беспокоила проблема кашля у малыша. Ее можно понять, особенно на фоне сегодняшней информационной лавины, посвященной гриппу и его осложнениям. К счастью, у мальчугана все оказалось в порядке. При беседе с мамой обратил внимание на книжную полку, где в ряду с книгами, посвященными финансовым проблемам и макроэкономике, бросился в глаза толстый том с надписью на корешке «Зигмунд Фрейд». Мама — молодая, интеллигентная и приятная в общении женщина была очень озабочена здоровьем сынишки. Я не стал особенно вдаваться в расспросы о других его проблемах со здоровьем. Многое стало ясно при разговоре с мальчиком. Светловолосый, подвижный мальчуган, быстро освоившись, принялся демонстрировать богатый арсенал игрушек. Много для профессионала-врача может дать простое наблюдение за поведением ребенка, его манерой, голосом и прочим, о чем мы не говорим, но на что обращаем внимание. Решил подтвердить одну мысль, возникшую, когда увидел книгу Фрейда. Настойчиво стал просить Коленьку подарить игрушку, предложив ему выбрать их из кучи уже ненужных или старых. Как и предполагал, он упорно отказывался подарить что-либо. Мое предположение подтвердила и мама, задав вопрос, который, казалось, никак не был связан с кашлем мальчика. Она поинтересовалась, что надо делать, чтобы у мальчика прошли запоры. Звенья логического мостика сомкнулись. Если жалко отдавать уже ненужную игрушку, то по какой-такой причине должен он расставаться с каловыми массами, восседая на горшке? Длительно существующие проблемы со стулом ( запоры) могут формировать у ребенка привычку удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство. Он хуже реагирует на стрессорные ситуации, часто возникает перевозбуждение. Эти дети из-за сильных эмоциональных переживаний создают в психике избыток негативных чувств и переживаний, с которыми не могут справиться. У них появляются невротические реакции, например, нежелание взять на себя ответственность (у школьников)), неприязнь чужих туалетов и др. Психотерапевты обычно указывают на то, что длительные запоры у некоторых детей, сигнал родителям ослабить излишние требования. Они, по возможности должны уменьшить или полностью исключить критику, повышенные требования или наказания, побольше хвалить и представлять самостоятельности. Ребенок может выражать своеобразный бунтарский «протест», когда его помимо желания высаживают на горшок или пугают клизмами, пытаясь достичь того, чтобы ребенок освобождал кишечник от кала в одно и тоже время. Длительные запоры могут сигнализировать и о том, что у родителей снижен эмоциональный контакт с ребенком, который просто-напросто стесняется того, что он «воспроизводит», если ему старшие постоянно внушают, что дефекация – это грязное, некрасивое и постыдное занятие, вдобавок сопровождаемое неприятным запахом. Начните с малого. Почаще хвалите ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам воспользовался горшком или сходил «по-большому», выражаясь понятным для родителей языком, но и в другом. Больше свободы, радости, активных действий, движений, выплескивания эмоции в играх и прочих жизненных радостях. Запоры – это следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые, не давая возможности раскрыться и полностью выразить их. Частенько у таких ребятишек проблемы с кишечником связаны напрямую с внутрисемейными ситуациями. Но это уже не моя «епархия», хотя кое-какие рекомендации по нормализации я дал, но, как показалось, они не нашли у мамы должного отклика. Вот по этой причине ( и не только ей) появилась статья про дискинезию толстого кишечника по гипотоническому типу, как звучно называют запор у ребятишек.
Бывает и так, что ребенок сознательно не пользуется горшком, а делает «это», то есть совершает дефекацию, когда заиграется и расслабится, то причина такого поведения кроется в нарушении отношений привязанности. Такому малышу постоянно тревожно, он старается контролировать все и вся, а когда начинает считать, что все в порядке и все хорошо, наступает момент успокоения и он расслабляется. Результатом такого расслабления становятся испачканные калом трусики, вдобавок взрослые указывают на это, ругают в раздражении, что случилась такая «неприятность». Для неокрепшей психики ребятенка это еще одно подтверждение, что расслабляться не только плохо, но и категорически нельзя. Результат — его низкая самооценка, непринятие самого себя, своего внутреннего мира, в том числе и собственных продуктов жизнедеятельности, какими являются каловые массы. По его оценке, которую ежедневно подтверждаю окружающие его взрослые «это» становится не просто плохим, а мерзким, следовательно надо напрячься и постараться, чтобы никто не видел, что у там него накопилось внутри. Вроде бы мелочь, пустяк, а в дальнейшем это может дать проблемы в формировании личности — негативизму, упрямству, проблемам в творческом самовыражении, понимания себя и своих собственных желаний. Вспомните теперь цитату из Вольтера, которая была в начале статьи, про «Да» и «Нет» , которые произносят люди с проблемами запора. Понятно?