СЧАСТЬЕ ЗА УГЛОМ (продолжение)
Сегодня только из утюгов не услышите о рецептах и советах о счастье- успехе, которое ждет человека буквально за углом. Только подпишись на видео курс известного «коучера», не забудь поставить «лайк» и расскажи о будущем счастье- успехе, конечно с чемоданом денежек, которые появятся у тебя, своим друзьям-приятелям. Подросткам, и не только им, с пеленок втолковывают, что надо быть успешным и счастливым, ведь человек создан для счастья. Только обычная жизнь так не считает. Какой же выход?
Куда проще! Придумай свой мир, где для «счастья» не надо тратить силы или трудиться. Смотри, не отвлекаясь, на экран смартфона или компьютера и само по себе, по волшебству, придут внутренняя свобода, созидающая сила и красота внутреннего мира. А что это такое? Какой-такой «павлин-мавлин»? Ответов в не совсем «окрепшей» разумом головенке подростка нет. Да и не надо отвечать или задумываться, главное слова красивые слушать и мечтать – про счастье, которое за ближайшим поворотом. Сгодится выдуманный укромный уголок, где можно спрятаться от проблем или хлопот. Например, компьютерные игры или бесконечные просмотры своих или чужих «селфи» в смартфоне, подсчет желанных «лайков». Воистину, «Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и потеряешь. Счастье не в богатстве, а в труде». Это не я сказал, просто повторил мудрость народную. Мне возразят, поговорки давным-давно придуманы, тогда еще ни смартфонов или других гаджетов не было, в семье про это никто не рассказывал. Но были семьи и желание родителей, чтобы дети в семье были счастливы и в дальнейшей жизни.
Давайте попробуем внимательнее рассмотреть эту проблему. Самая главная причина возникновения зависимости от смартфона или компьютера — отсутствие навыков самоконтроля. Тех навыков, которые ребенок приобретает и которым обучают его в семье мать и отец. Ну и что, казалось бы, здесь страшного? Подрастет, сам все поймет. Так-то оно так, да не совсем. Повзрослев, такой ребенок с трудом будет себя контролировать, ограничивать, делать будет многое, не подумав, без перспектив, не определив результат, оценив или спланировав рабочую ситуацию. Виноватыми в этом окажетесь вы — взрослые члены семьи, которые не занимались, не подозревая, как это необходимо, развитием делового потенциала. Он или она, оказывается, не приучены к труду, нет потребности трудиться для близких, показывая свою любовь и заботу о них. Не приучили к самостоятельности, не слушают,а главное не слышат советы или рекомендации взрослых членов семьи. Такая «глухота» резко обостряется в подростковом возрасте, когда родители внезапно видят перед собой словно чужого ребенка — непослушного, ершистого, не понимающеro и не желающего понимать родителей. А они, не осознав его взросления, не меняют стиль общения, не хотят диалогов, согласованных действий, особенно, если стиль воспитания в семье построен был на давлении, попытках создать «удобную», с их точки зрения, ведомую личность, которая в результате все равно так и не сумеет подчиняться или слушаться. Возникает ситуация, когда ребенку в семье вдруг становится не комфортно. Даже комната, казалось бы, его личное пространство, оказывается устроена без признаков его личностных установок, мироощущений. Дом становится как бы временным пристанищем, где он или она гости, а не хозяева. Вдобавок, подростковая неуверенность в себе, заниженная самооценка, поддерживаемая мнением родителей и педагогов в школе, зависимость от мнения окружающих. Ребенок легко теряет уверенность в себе. Здесь на выручку приходит рефлекс «подражания», когда проще уйти в нереальность виртуального мира, как и большинство «застрявших» там товарищей. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший в коммуникативный вакуум в семье, зачастую не принимаемый сверстниками, находит желанный выход и счастье, погружаясь в воображаемый мир компьютерных игр или в бесконечные «месседжи» Интернета. А задумывались ли сами родители, способен или готов их ребенок преодолевать крутые ступени жизненных трудностей? Сумеет ли справиться с жизненными задачами? Как легко у него вырабатываются навыки создания контактов общения? Обучен ли он решать жизненные задачи? Вместе или без участия родных? Как помогают в этом «готовые» воспитательные рецепты? В результате быстро взрослеющий сегодня подросток сталкивается с трудностями и теневыми сторонами жизни взрослых. Но он не умеет справиться с ними самостоятельно, не обучен, не было примера в семье, как и что надо делать. Не находя поддержки у родных взрослых, с удовольствием он уходит в виртуальный мир друзей и врагов, чтобы выбраться из этого страшного и непонятного мира взрослых. Помогите ему или ей! Для начала побольше общайтесь со своим ребенком. Это самое главное. Отвлеките его от смартфона или компьютера интересными книгами. Не лишним будет почитать их вместе, чтобы потом обсудить или рассказать о других, еще более интересных. Это, безусловно, заинтересует ребенка. Помогут различные секции: спорт, танцы, пение, конструкторские кружки. Кстати, о спорте. Если в семье он не в приоритете, попробуйте, сходить вместе на футбол. Пусть ребенок почувствует реальную атмосферу «торсиды», от души покричит «кричалки» за любимую команду. Чаще приглашайте в дом друзей-сверстников ребенка, чем, чем больше -тем лучше. Помните, никакая виртуальность, какой бы «виртуальной», «3-х мерной» или «лайковой» она не была, не заменит живого человеческого общения. Ведь ребенку предстоит жить в реальном мире… Постарайтесь дочитать до конца заметку и сделать выводы, изменив или исправив то, на что раньше не обращали внимания из-за занятости или по не знанию. Можете возразить, мол, опять, «дедушка-бумер» шарманку завел занудную, надоел со своими советами… Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия со смартфоном, планшетом, компьютером, пользы или вреда от них, да и просто невежество взрослых еще никому не пошло на пользу, как и родителям в том числе. «Где невежество — это блаженство, там глупость возводится в ранг мудрости». Это ирландская поговорка, а народ там живет явно не глупый, как мне кажется. Не стесняйтесь учиться, спрашивать, а мне «есть кое- что вам сказать».
С уважением, Самарский доктор Бубнов