Ты ждешь. Лизавета…
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою
своего настроения (А.П.Чехов).
На днях стал случайным свидетелем беседы двух женщин. Одна из них очень эмоционально рассказывала о проблемах, беспокоивших ее внучку. Я бы не обратил внимания на разговор, если бы не фраза: «Живот у нее уже, который месяц болит. Ходим по врачам, а все без толку. Чего они понимают, простые сопли не могут ребенку вылечить». Вмешиваться в разговор не стал, «не барское» это дело. Сколько лет приходилось и приходится выслушивать подобные «умозаключе-ния» дилетантов от медицины, считающих, что именно они-то все знают и понимают. Обидно стало за коллег, многих из которых, скорее всего, я учил и за профессиональные их качества не стыдно и по сей день.
Припомнились далекие годы практической деятельности, когда кроме преподавания педиатрии, лечил детишек. Во время очередного обхода на вопрос к 7-летней девочке, какие песни та знает, маленькая пациентка бойко ответила: « Могу песню про Лизавету спеть». Аудитория была самая благодарная — подруги-товарки по палате, группа студентов, ее лечащий врач, как тогда меня малышня называла — «Хороший, добрый доктор, дяденька Олег Викторович». На полном серьезе продолжаю: «Ну, давай, спой, послушаем». Девочка встала, вытянув руки по швам, звонко затянула: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета…». Пела громко, в полный голос, правильно воспроизводя мелодию.
Можно соглашаться или нет, но многие исследователи сегодня считают, что примерно 80% всех болезней ребятишек дошкольно-школьного возраста имеют в основе своей психогенную природу. Их так и называют на врачебном сленге «психосоматика».
Начинаются они не сразу, в начале, предшествуют, так называемые «психосоматические реакции». Это частые тошнота, снижение аппетита, неустойчивый стул, кожные высыпания, головные боли и пр. Приведу пример. Есть врачебный термин — гипоопека. Это когда в семье маминой заботы и любви не хватает, эмоции ребенка, такие как тревожность или неуверенность становятся для него неподъемными камнями. Ему или ей трудно преодолеть страх перед внешним миром, который почему-то становится небезопасным. Психологические проблемы, которые могла бы устранить или уменьшить внимательная мама, начинают влиять на пищеварительную систему. Ребенка начинают беспокоить не детские жалобы. Появляются тошнота, сниженный аппетит, поносы или запоры,


Спешу успокоить читателя. Психосоматические реакции, как и невротические симптомы это еще не болезнь. Нарушения не всегда фиксируются, приводя к изменению в органах, то есть возникновению настоящей болезни. Часто психическое состояние ребенка нормализуется, оно пограничное. Если во время врачи, совместно с родителями, заметят подобные реакции ребенка, установив их зависимость от конкретных факторов, то с ними можно справиться. В течение своей жизни ребятишки сталкивались и будут сталкиваться со страхами, отрицательными эмоциями, тревогой уже с ран-него возраста, но не у каждого возникают психосоматические симптомы. Здесь много причин. В том числе индивидуальная способность ребенка сопротивляться трудностям, но она связано напрямую с родителями, их взаимоотношениям и отношением к ребенку.
Иной раз виновницами психосоматических нарушений внучат становятся любимые «бабуленьки- красотуленьки». Раз-дувая проблему, начинают они призывать родителей обратить внимание на резкое, по их мнению, ухудшение здоровья ребенка.

Отсюда вывод: психосоматические расстройства не блажь или притворство. Ребенок, зачастую, как и взрослые пациен-ты, болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь связана с тем или иным психологическим фактором. Поэтому давайте постараемся, чтобы в каждой семье папа,

Метки: психосоматика