Ты ждешь. Лизавета…
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою
своего настроения (А.П.Чехов).
На днях стал случайным свидетелем беседы двух женщин. Одна из них очень эмоционально рассказывала о проблемах, беспокоивших ее внучку. Я бы не обратил внимания на разговор, если бы не фраза: «Живот у нее уже, который месяц болит. Ходим по врачам, а все без толку. Чего они понимают, простые сопли не могут ребенку вылечить». Вмешиваться в разговор не стал, «не барское» это дело. Сколько лет приходилось и приходится выслушивать подобные «умозаключе-ния» дилетантов от медицины, считающих, что именно они-то все знают и понимают. Обидно стало за коллег, многих из которых, скорее всего, я учил и за профессиональные их качества не стыдно и по сей день.
Припомнились далекие годы практической деятельности, когда кроме преподавания педиатрии, лечил детишек. Во время очередного обхода на вопрос к 7-летней девочке, какие песни та знает, маленькая пациентка бойко ответила: « Могу песню про Лизавету спеть». Аудитория была самая благодарная — подруги-товарки по палате, группа студентов, ее лечащий врач, как тогда меня малышня называла — «Хороший, добрый доктор, дяденька Олег Викторович». На полном серьезе продолжаю: «Ну, давай, спой, послушаем». Девочка встала, вытянув руки по швам, звонко затянула: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета…». Пела громко, в полный голос, правильно воспроизводя мелодию.
Можно соглашаться или нет, но многие исследователи сегодня считают, что примерно 80% всех болезней ребятишек дошкольно-школьного возраста имеют в основе своей психогенную природу. Их так и называют на врачебном сленге «психосоматика».
Начинаются они не сразу, в начале, предшествуют, так называемые «психосоматические реакции». Это частые тошнота, снижение аппетита, неустойчивый стул, кожные высыпания, головные боли и пр. Приведу пример. Есть врачебный термин — гипоопека. Это когда в семье маминой заботы и любви не хватает, эмоции ребенка, такие как тревожность или неуверенность становятся для него неподъемными камнями. Ему или ей трудно преодолеть страх перед внешним миром, который почему-то становится небезопасным. Психологические проблемы, которые могла бы устранить или уменьшить внимательная мама, начинают влиять на пищеварительную систему. Ребенка начинают беспокоить не детские жалобы. Появляются тошнота, сниженный аппетит, поносы или запоры, признаки гастродуоденитов и пр. У школьников, особенно с авторитарными родителями, к нарушению соматики приводит страх совершить ошибку и не получить ободрения папы или мамы. Это приводит к чувству неуверенности в себе или своеобразного протеста (явного или скрытого), который частенько проявляется головными болями, тошнотой, рвотой, болями в животе.
Спешу успокоить читателя. Психосоматические реакции, как и невротические симптомы это еще не болезнь. Нарушения не всегда фиксируются, приводя к изменению в органах, то есть возникновению настоящей болезни. Часто психическое состояние ребенка нормализуется, оно пограничное. Если во время врачи, совместно с родителями, заметят подобные реакции ребенка, установив их зависимость от конкретных факторов, то с ними можно справиться. В течение своей жизни ребятишки сталкивались и будут сталкиваться со страхами, отрицательными эмоциями, тревогой уже с ран-него возраста, но не у каждого возникают психосоматические симптомы. Здесь много причин. В том числе индивидуальная способность ребенка сопротивляться трудностям, но она связано напрямую с родителями, их взаимоотношениям и отношением к ребенку.
Иной раз виновницами психосоматических нарушений внучат становятся любимые «бабуленьки- красотуленьки». Раз-дувая проблему, начинают они призывать родителей обратить внимание на резкое, по их мнению, ухудшение здоровья ребенка. Дети необычайно смышленый народец, молниеносно замечают свою «выгоду» на подсознательном уровне. За примером далеко ходить не надо. Ребенок смекает, что когда болеет или жалуется на что-то в животе или ноге, тот — час появляется бабушка, а с ней праздник. Весь день играем, веселимся, смотрим мультики с кучей всяческих «приятностей». Так и выходит, что повышенную заботу и внимание, ребятенок получает только во время болезни. Вывод прост. Болей чаще, наслаждаясь всеобщим семейным теплом, вниманием и заботой. Забавно наблюдать за тем, как все в семье оказывается при «деле». Мама в панике обзванивает знакомых в поисках волшебного врача, папа, бросив все дела, носится по аптекам. И никто не думает о риске закрепления этих симптомов и формировании часто повторяющегося заболевания психосоматической природы у их ребенка.
Отсюда вывод: психосоматические расстройства не блажь или притворство. Ребенок, зачастую, как и взрослые пациен-ты, болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь связана с тем или иным психологическим фактором. Поэтому давайте постараемся, чтобы в каждой семье папа, возвращаясь с работы, пел вместе с сыном или дочкой песню для их любимой мамы, даже если ее зовут не Лизавета. Мечтает об этом и желает всем Вам Самарский доктор Бубнов.
Метки: психосоматика