Не волнуйтесь, функциональные это безвредные шумы в сердце.
Ответ на письмо одной из читательниц, которую обеспокоила реплика врача: « У нее шумок сердце есть, Напомните мне, когда летом к школе будем готовиться».
Сердечный шум – это звук, который возникает при протекании крови через камеры сердца и крупные сосуды. Шумы могут быть признаком врожденного порока сердца, что больше всего пугает родителей и настораживает врача, который их услышал. Могут указывать они на заболевания, которое заставляют сердце ребенка биться с большей нагрузкой — анемия или высокая температура. У детей из-за тонкой грудной клетки, услышанные врачом шумы чаще всего звук нормально работающего сердца. Эти шумы называют функциональными. Шумы хорошо прослушиваются у детей еще и потому, что камеры сердце, его клапаны, крупные сосуды располагаются ближе к головке фонендоскопа.
Шумы сердца часто обнаруживают у вполне здоровых ребятишек, но трактовка их до сих пор трудна. Много лет проводится изучение физических механизмов возникновения, предлагаются новые и совершенствуются классические методы исследования, анализируются данные гемодинамики, электрической и механической активности сердца у детей, для того, чтобы дать полную характеристику «функциональность» шумов сердца. В практику детских кардиологов вошли методы ультрасонографического исследования (УЗИ), которые позволяют с высокой степенью точности устанавливать причину появления шумов в сердце.
В практике врача есть фонендоскопы (аппарат с резиновыми трубочками и блестящей головкой, предмет постоянного любопытства малышей), которые могут на экране показать и записать шумы, которые были услышаны.
Шум в сердце можно считать ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ, если
- шумы не причиняют вреда ребенку, не увеличивают риск возможных проблем с его здоровьем;
- шум обнаруживаются у детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- интенсивность шума меняется, когда ребенок наклоняется или задерживает дыхание или после физической нагрузки;
- прослушиваются в одной точке грудной клетки или над ключицами, а в других областях, например, подмышечных впадинах, на спине между лопатками или на крупных сосудах шеи он не выслушиваются;
- когда ребенок подрастет, шум может ослабнуть или исчезнуть, но даже если он и останется, причин для беспокойства нет;
И самое главное для обеспокоенных мамочек и бабушек. Дети с функциональными шумами не нуждаются в особом наблюдении или в диагностических исследованиях. Тем не менее, ребенка с шумами в сердце следует проконсультировать у детского кардиолога. Сегодня в его арсенале кроме электрокардиографа и фонокардиографа есть безболезненная и абсолютно безопасная для ребенка процедура — эхокардиография. С ее помощью специалиста зафиксирует и правильно оценит полную картину всех характеристик работы сердца, в том числе и установит причину наличия шумов. Постарайтесь, чтобы результаты исследований никуда не пропали, а лучше всего сохраните их дома для того, чтобы при следующем обследовании врач смог сопоставить их и сделать выводы.
Но если есть признаки, насторожившие врача и родителей, то консультация и диспансерное наблюдение у детского кардиолога обязательны. Это такие симптомы, как:
- у ребенка возникают обмороки, боли в грудной клетке, сердцебиение (ребенок описывает, его примерно, «как птичка крыльями трепещет»), усиление и появление этих признаков на фоне физической нагрузки;
- ребенок медленнее растет, быстрее утомляется, отстает от сверстников во время подвижных игр;
- характеристики шумов или шума не могут войти в картину функциональных;
- у ребенка возникает периодическая одышка (затрудненное и учащенное дыхание), цианоз (синеватый оттенок цвета кожи пальцев рук или губ), указывающее на уменьшенный уровень кислорода в крови;
- отеки ступней и голеней, усиливающиеся к вечеру, увеличение печени (гепатомегалия).
- наличие в семье случаев внезапной смерти у прародителей (бабушек или дедушек);
Довольно часто врачи обнаруживают шумы в сердце у подростков, у которых раньше их не было. Самая частая причина сердечных шумов в этом возрасте - его физическое развитие, то есть «взросление» организма. Расти анатомически, сердце за другими органами просто не успевает. Шумы эти временны, исчезнут как только органы и системы растущего организма сформируются и стабилизируются. Родителям посоветую просто успокоиться и ждать. Ребенок вырастет, а проблема шумов исчезнет. Иногда шумы в сердце девочек-подростков связаны с временной анемией, особенно если ее «критические» дни сопровождаются обильными кровотечениями. Здесь маме следует обязательно проконсультироваться с врачом, чтобы предпринять какие-либо меры для нормализации цикла дочки. Появление шумов в сердце у подростка могут вызывать повышенные уровни гормонов щитовидной железы. Чтобы подтвердить или исключить это, достаточно будет оценить активность щитовидной железы с помощью определения уровней ее гормонов. На работу сердца и появление шумов может влиять излишний или недостаточный вес подростка. Поэтому за динамикой веса, как и за питанием подростка родителям нужно тщательно следить. У некоторых подростков в этот период могут быть проявления состояния, которые некоторые врачи называют вегето-сосудистая дистония, хотя это не совсем правильно. Возникает она на фоне возрастной адаптации эндокринной системы. Основные жалобы у подростков на частые головные боли, обмороки, быстрая утомляемость, постоянная слабость, сжимающие боли в области сердца. В этом случае шумы обычно исчезают на фоне комплексного лечения остальных проявлений дистонии.
И в заключении. Одним из крупных специалистов в детской кардиологии, особенно в изучении функциональных шумов сердца, была наша землячка, мой учитель, чем я по праву горжусь, профессор, доктор медицинских наук Лия Васильевна Логинова-Катричева. К сожалению, имя ее понемногу забывают, как это у нас нередко случается. Неоценимая заслуга и вклад ее в самарскую медицину в том, что она была в числе первых создателей и основателей педиатрического факультета Самарского медицинского университета. Низкий поклон ей за это! Благодаря ей, была создана школа самарских, в то время куйбышевских детских кардиологов. Талантливая во всем, за что бы не бралась, эрудированная, яркая личность она была своеобразным «локомотивом», хотя про женщин так не принято говорить, во многих начинаниях и новых методах исследований. В развитии и становлении педиатрического факультета нашего университета не могу назвать личностей, хотя бы немного схожих ил в чем-то превосходящих ее. К большому сожалению, прожила Лия Васильевна не долго. Оставила она после себя добрую память в лице выпускников, которым посчастливилось учиться у нее, многочисленных сотрудников, руководимой ею кафедры, огромное научное наследие.
В научном плане она была уникальным специалистом широкого профиля, достаточно сказать, что под ее руководством было защищено 20 диссертаций в совершенно разных областях педиатрии. Профессор Л. В. Катричева-Логинова создала новый тип взаимоотношений между кафедрой и лечебными учреждениями. Эти партнерские связи помогали обследовать, консультировать детей сельской глубинки региона, которая и в те времена была «заповедником» для работы специалистов уровня преподаватели университета. На тогдашней кафедре, называлась она просто — кафедра педиатрии, обучались студенты с третьего по шестой курсы, были интерны, ординаторы и аспиранты. Все это требовало от нее, как и от сотрудников поистине энциклопедических знаний и опыта. За время обучения студентов проходили подготовку по множеству разделов педиатрии, начиная с «азов» и заканчивая клиническими дисциплинами, такими как кардиология, нефрология, пульмонология, гематология, гастроэнтерология, неонатология, эндокринология и др.
К Лие Васильевне, как ни к кому другому подходят слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Она и была такой. Преподавателем, любящем своих, пока еще «несмышленышей»- студентов, руководителем, отстаивающим свою кафедру, добрым и мудрым советчиком для сотрудников. Давайте, вместе со мной Самарским доктором Бубновым помянем ее добрым словом. Она этого по праву заслужила!